Загадочный человек в шляпе и с бородкой, известный как Маркус Перссон (Markus Persson), еще более известный как Нотч, видимо, может смело называться самым успешным независимым разработчиком. Его творение Minecraft совсем недавно перешагнуло планку в четыре миллиона проданных копий и совершенно не намерено останавливаться. Далеко не каждый блокбастер может похвастаться подобными цифрами, да еще и до официального релиза. Но что же это, в чем же дело? Неужто эта игра способна зомбировать и заставлять людей покупать себя, вне зависимости от вероисповедания, политических убеждений и склада ума? Что ж, давайте изучим сей феномен
Робинзон в кубе
Первое, к чему стоит привыкнуть в местных декорациях, — это их кубичность. Угловато все — животные как будто склеены из картона, а инструменты пикселеваты до крайности. Картинка в целом выглядит как лихой привет из девяностых — поначалу так и ждешь, что из-за угла выпрыгнет Марио или Пакмэн.
Типичный местный пейзаж. Кубики, кубики и еще больше кубиков.
Вторая ключевая особенность — свобода. Полная, безраздельная власть над тем, что будет вытворять ваш подопечный внутри этого сгенерированного уникального мирка. Разных занятий — миллион: копай, ломай, строй, убивай, воруй, твори, жги, исследуй, созерцай и так далее. Ограничения возникают только по чисто техническим соображениям.
Дальше начинается абсолютно непредсказуемый полет фантазии — возникают железные дороги, метро, средневековые замки, статуи, корабли, сложные механизмы, целые деревни и даже города. Последнее, правда, встречается преимущественно в мультипеере, потому что строить одному для себя самого целый город… Ну, это надо очень много времени и энтузиазма.
Today we’re gonna mine… in hell!
И именно здесь начинаются проблемы. По сути говоря, Minecraft — это чистый лист. При желании можно взять и написать на нем рассказ, стихотворение или нарисовать пейзаж. Или оригами сложить какое-нибудь. Однако сам по себе этот лист — просто бумага; она не развлекает, но дает возможность самому себя развлечь.
Поэтому перед запуском настоятельно рекомендуется ознакомиться хоть с каким-то материалом из разряда «Как стать крутым шахтером». Иначе рискуете первые несколько часов ломать голову над вопросами вроде «а как тут дерево-то рубить?» или «а почему камень не добывается, а просто исчезает?». Проще всего освоить азы с помощью так называемых летсплеев, которые в несметных количествах обитают на просторах YouTube. Альтернативный путь — сходить и покурить соответствующую статью в «Википедии», где понятно и просто раскрыты практически все аспекты геймплея.
Физика здесь немного странная. Деревья вот не падают…
А дальше уже можно смело пускаться в путешествие по бесконечному кубическому миру. Точнее, по трем мирам. Помимо обычного, привычного глазу окружения, разделенного на биомы для пущей красоты (болота, лиственные и хвойные леса, пустыни, холмы и прочие интересные местечки), существует парочка параллельных измерений. Одно из них — это ад, преимущественно залитый лавой, как и положено любой уважающей себя преисподней. Местные обитатели отличаются повышенной недружелюбностью, а декорации — мрачным величием. Вторая альтернативная реальность зовется Мир Эндер и представляет из себя обиталище эндерменов, драконов и странных фаллических штуковин из обсидиана. По ощущениям напоминает этакий первый слой Сумрака из произведений Лукьяненко.
Если с другом в шахту влез — веселей работа…
Однако разбирать и пересобирать мирок, составленный из кубиков одному достаточно быстро надоедает. Рано или поздно даже в самой изобретательной и находчивой голове возникает-таки желание сделать это с кем-то. И здесь открывается второе дно Minecraft — мультиплеер. Да-да, друзья, здесь можно заниматься групповым возведением эпичных строений, городов, поселков, подземелий и всего того, что раньше так нравилось делать одному.
Добавим сюда еще тот факт, что шахтерское ремесло благодаря фанатам обросло невероятным количеством самых разнообразных модификаций. От банальных новых блоков до внедрения в местный игровой процесс самой натуральной портальной пушки! Есть модификации и для сетевой игры — для защиты собственного дома, распределения работ и многочисленных консольных усовершенствований.
У «Майнкрафта» нет начала, нет конца…
Вернемся к разговору о чистом листе, начатом выше. Сюжетная линия ограничивается желтыми надписями в главном меню, то есть отсутствует. Minecraft — это песочница ради песочницы, не больше и не меньше. Существующие условные титры хоть и дают некоторое право человеку, увидевшему их, заявить: «Я прошел игру», однако это сродни заявлениям о прохождении The Sims. Игра бесконечна, бескрайна и бесцельна.
Так уж сложилось, что летом я написал рецензию на Terraria. И там была изложена мысль о том, что Terraria — это не Minecraft, а этакая Diablo. Сейчас пришла пора вспомнить об этом, потому что теперь, после релиза обеих убийц времени, разница между ними сократилась до минимума. И там, и там можно заниматься добычей ресурсов, борьбой с монстрами, совершить прогулку в ад, алхимичить и зачаровывать оружие, однако подход к процессу разный. «Террария» постоянно подогревает обыкновенного манчкина, охочего до новых вещичек, в то время как в Minecraft этот манчкин — творческий и регулярно питается не мыслями о новой броне, а вопросами вроде «смогу ли я спроектировать вот такую штуковину?». Ведь, как известно, недостаточно просто нарубить сто деревьев для постройки действительно впечатляющей крепости. Надо уметь распорядиться ресурсами, разложить кубики по своим местам.
***
Minecraft захватывает полностью даже самых стойких игроков. Для одного из дизайнеров «Игромании» она, например, стала первой однопользовательской игрой за годы.
И наплевать на кажущееся отсутствие геймплея (строй да выживай — или только строй, есть и такой режим), на «примитивную» графику — на любую претензию, которую можно предъявить Minecraft. Ведь где-то там, в одном из миллионов угловатых выдуманных миров, светит окошками в ночи ваш, собственными руками построенный дом. И дел в нем — непочатый край.
Шанс создать мир и изменить его до неузнаваемости так, как хочется только тебе. Или нескольким людям. И главное, что здесь есть, — это свобода. Свобода творчества и самовыражения. И тот, кто приходит сюда за чем-то другим, неизменно не понимает, как в это можно играть сутками и получать удовольствие.
________________ Сертификат на никнейм ElectroVamp, зарегистрирован - [[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ]]